25.03.2013
Аутсорсинг – модное и действительно эффективное направление построения бизнес-процессов с привлечением внешних ресурсов.
К сожалению, проработав длительное время на стороне Заказчика нам довелось неоднократно столкнуться и с негативными последствиями подобного делегирования полномочий. О некоторых из таких рисков мы и хотели бы поговорить в рамках этой статьи.
Растягивание цепочки коммуникаций.
Рассмотрим упрощённую схему решения организационно-технических вопросов, возникающих в процессе разработки (пропал доступ к серверу, некорректно настроена работа php, недостаточно прав доступа или иная проблема).
Действующие лица:
- IT-PRO на стороне заказчика (человек, ответственный за непосредственное решение технических задач, системный администратор, администрор сайта или баз данных, …) – часто не имеет непосредственного интереса в реализации проекта.
- Куратор проекта на стороне заказчика (человек, уполномоченный общаться с исполнителем по проекту) – заинтересован в реализации проекта, однако редко является техническим специалистом. Иногда так же является лицом, принимающим решения (в небольших компаниях может быть владельцем или директором)
- Менеджер по работе с заказчиком и менеджер по работе с подрядчиком (может быть 1 лицо, может быть 2 в зависимости от бизнес-процессов генподрядчика)
- Менеджер проекта исполнителя (тимлид, ведущий разработчик или иное лицо, которое принимает решение о соответствии задачи договорённостям, переформулирует их и переводит с «птичьего» языка программистов на «крокодилий» менеджерский)
- IT-PRO исполнителя (программист, верстальщик, дизайнер, контент-менеджер, администратор, …) – непосредственно выполняющий уже поставленные задачи человек.
В реальных ситуациях участников может быть как больше, так и меньше (в зависимости от обстоятельств и бизнес-процессов конкретных организаций).
Например, у исполнителя может быть цепочка Менеджер – ведущий программист – программист-стажёр. А у генерального подрядчика информация между менеджерами может передаваться только после прохождения бизнес-процесса с участием собственного IT-PRO или архитектора. В исключительных случаях IT-PRO заказчика выполняет функции куратора проекта.
Учитывая, что информация от одного участника процесса передаётся обычно не мгновенно (её необходимо проанализировать, принять решение, да и просто увидеть пришедшее письмо удаётся не всегда сразу из-за массы ежедневных дел), выделим на её передачу в рамках нашей упрощённой схемы 1 час.
Так же предположим, что для реализации проекта крупного Московского заказчика, крупный Московский же генеральный подрядчик нанимает исполнителя из региона (например, из Новосибирска) в рамках аутсорса.
Сценарий критической ситуации:
6.00 Москва (9.00 Новосибирск) – начало работы Аутсорсера. IT-PRO обнаруживает проблему (не авторизованные пользователи не видят разработанный функционал, в коде проверок на авторизацию нет). Запрашивает менеджера проекта.
7.00 Москва (10.00 Новосибирск) – Менеджер проекта Аутсорсера запрашивает генерального подрядчика.
9.00 Москва (12.00 Новосибирск) – Начало работы Генерального подрядчика и Заказчика. Менеджер генподрядчика получает запрос от аутсорсера, но ещё не успевает его обработать (регламент на обработку 1 час)
10.00 Москва (13.00 Новосибирск) – Менеджер генподрядчика запрашивает куратора проекта Заказчика
11.00 Москва (14.00 Новосибирск) – Куратор проекта запрашивает IT-PRO (заказчика)
12.00 Москва (15.00 Новосибирск) – IT-PRO заказчика получает информацию о проблеме, приступает к решению.
12.15 Москва (15.15 Новосибирск) – IT-PRO заказчика решает проблему (не настроены права доступа для группы «все пользователи, в том числе неавторизованные» к вновь созданной директории с разрабатываемым функционалом). Отправляет отчёт куратору проекта.
13.15 Москва (16.15 Новосибирск) – Куратор проекта заказчика отправляет отчёт о решении проблемы менеджеру генподрядчика
14.15 Москва (17.15 Новосибирск) – менеджер подрядчика отправляет отчёт о решении проблемы менеджеру проекта Аутсорсера
15.00 Москва (18.00 Новосибирск) – конец рабочего дня аутсорсера. Менеджер проекта Аутсорсера не успевает обработать и передать информацию об отчёте о решении проблемы IT-PRO! IT-PRO Аутсорсера целый день не мог приступить к дальнейшей разработке функционала из-за проблемы с доступом о которой написал в начале своего рабочего дня!
Только в начале следующего рабочего дня работа будет возобновлена.
Факторы, не рассмотренные в сценарии, но которые могли затянуть возобновление разработки ещё больше:
- Генеральный подрядчик в Москве мог начать работать не в 9.00, а в 10.00 (увеличение лага ещё на 1 час)
- Информация о проблеме или отчёт о её решении мог прийти к любому частнику процесса в момент начала обеда сотрудника (увеличение лага в зависимости от числа таких счастливых «совпадений» может составлять до 3-4 часов)
- Цепочка коммуникаций может быть длиннее в зависимости от бизнес-процессов участников
Таким образом, мы получаем более суток простоя в разработке проекта из-за крошечной проблемы, которую IT-PRO заказчика и Аутсорсера теоретически могли решить совместными усилиями за час (даже с учётом задержки в передаче информации), если бы имели прямой канал доступа друг к другу.
К сожалению, данный сценарий не является сугубо умозрительным. В пору работы в одной мебельной компании мы стали его участником (IT-PRO заказчика). Для нас задержка даже в 1 день была очень критична, поскольку к запуску сайта уже была жёстко привязана рекламная сетка по телевидению (оплаченная и согласованная), отложить которую нельзя было никак и подобная задержка вылилась бы как в упущенные прибыли, так и в репутационные потери (в рекламе фигурировал сайт, так что зайдя на недоработанный ресурс потенциальные клиенты могли сформировать крайне негативное мнение о компании).
Недостаточный контроль непосредственного исполнителя
К сожалению, генеральный подрядчик редко бывает столь же заинтересован в конечном результате, как заказчик. Поэтому подчас контроль аутсорсерва снижается и реализуются даже относительно маловероятные риски, а узнают о них участники процесса в последний момент.
Однажды к нам пришёл на разработку срочный проект на довольно редкой платформе (Bitrix .NET Forge CMS), который надо было сделать «за 2 дня».
При этом мы наблюдали цепочку:
Заказчик – генеральный подрядчик – субподрядчик (аутсорсер) – программист фрилансер (поскольку платформа была редкая и хороших специалистов для работы с ней не хватало аутсорсер так же не смог выделить своего человека, а прибег к услугам фрилансера, который неожиданно «испарился»).
Знал ли генеральный подрядчик о кризисе или нет, нам не известно. Однако субподрядчик до последнего пытался кризиса избежать, в том числе обратился к нам, для того, чтобы сдать этап в срок.
К сожалению, попытка оказалась неудачной.
Это был проект для очень крупного международного бренда.
Второй пример относится к заказчику из нашего первого кейса про растягивание цепочки коммуникаций. Во время написания Технического Задания на проект мы заложили определённые требования по соблюдению архитектуры проекта. В тот момент нам казалось это само собой разумеющимся и поэтому формулировки были достаточно общими.
Удивлению нашему не было предела, когда в середине проекта мы выяснили, что указанные нами требования не то чтобы не соблюдаются… Исполнитель вообще не стал использовать возможности платформы. Сайт так можно было написать и на любом другом движке или без движка вообще.
Мы рады что не вняли убеждениям генерального подрядчика «не смотрите пока сайт, там всё ещё сыро, подождите сдачи проекта» и провели инспекцию кода самостоятельно ещё в середине проекта – переделывать пришлось гораздо меньше!
Что посоветовать?
Не пускайте проект на самотёк!
- Не растягивайте цепочку коммуникаций. Дайте возможность IT-PRO по возможности решать проблемы и задачи совместно в обход регламентов и менеджеров, уведомляя руководство. Лучше прервать решение незапланированной задачи в середине и потерять 2 часа, чем получить 2 дня простоя.
- Не доверяйте генеральному подрядчику. Не доверяйте субподрядчику. Не доверяйте своим IT-PRO. Даже себе не доверяйте. Все эти люди будут уверять вас, что всё идёт «почти по плану», хотя на самом деле катастрофа уже может быть неизбежна.
- Периодически проводите проверку состояния проекта. Если проект очень большой и сложный возможно имеет смысл создать для этого собственную команду или привлечь независимых экспертов.
И последнее. Обязательно уточните у генерального подрядчика будет ли привлечён аутсорс, выясните кто это будет. Пропишите в договоре соответствующие правила использования аутсорс-ресрусов.
Аутсорс – действительно очень эффективная стратегия. Мы не хотим к ней прибегать, чтобы сократить цепочку коммуникаций до минимально возможной, но для больших проектов иногда только аутсорс может стать единственно эффективным решением.
Не считайте, что вы сможете контролировать аутсорсеров сами – веб студии, практикующие этот подход наступили на множество грабель о которых они вряд ли расскажут вам вот так сходу.